Информация для росграждан

О Центре телефонного обслуживания МИД России

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации на базе Справочно-информационного бюро Консульского Департамента создан Центр телефонного обслуживания граждан и организаций по вопросам предоставления МИД России государственных услуг. Рабочие часы: понедельник-четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 16:45 (кроме праздничных дней), обеденный перерыв с 12:15 до 13:00; телефон +7-499-244-41-78, адрес электронной почты: callcentermid@dks.ru.

Информация Ростуризма о порядке оказания экстренной помощи туристам, пострадавшим от действий обанкротившихся российских туроператоров

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экстренная помощь оказывается туристу, находящемуся в стране временного пребывания, в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Обращаем внимание туристов (иных заказчиков туристского продукта), что при заключении договора о реализации в сфере выездного туризма туристского продукта турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы в письменной форме о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи в Ассоциацию «ТУРПОМОЩЬ» и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты и других сведений).

Экстренная помощь оказывается туристу, который заключил или в отношении которого заключен договор о реализации туристского продукта:

- с туроператором, который является членом Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» (далее - туроператор);

- с турагентом, действующим на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором (далее - турагент).

Экстренная помощь оказывается туристу за счет средств компенсационного фонда Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ».

Решение об оказании экстренной помощи туристу принимается Ассоциацией «ТУРПОМОЩЬ» на основании обращения туриста и (или) иного заказчика, и (или) органа государственной власти Российской Федерации, и (или) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и (или) органа местного самоуправления, и (или) туроператора, и (или) турагента. Обращение может быть направлено в Ассоциацию «ТУРПОМОЩЬ» любым способом, позволяющим установить автора обращения.

Дополнительную информацию о порядке получения туристом экстренной помощи можно получить на сайте Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» http://www.tourpom.ru/ или по телефонам +7495 9815149; 8-800-100-41-94.

Турист, отказавшийся от экстренной помощи, оказываемой Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» за счет средств компенсационного фонда, а равно и турист, получивший такую помощь, не лишается права обратиться с требованием о возмещении реального ущерба к туроператору или страховщику (гаранту).

Об изменениях в системе добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации при выезде за рубеж, связанных с оплатой экстренной и неотложной медицинской помощи

В связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 г. №155-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся изменения в систему добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации при выезде за рубеж, связанных с оплатой экстренной и неотложной медицинской помощи, которые вступают в силу с 28 декабря 2015 года.

В соответствии с новым законом, оплата оказанной гражданину Российской Федерации, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, медицинской помощи (включая медицинскую эвакуацию на территории иностранного государства и из иностранного государства в Российскую Федерацию) и (или) оплата возвращения его тела (останков) в Российскую Федерацию осуществляются согласно условиям договора об оказании медицинских услуг, договора добровольного страхования (страхового полиса), предусматривающего оплату и (или) возмещение расходов на оплату медицинской помощи за пределами территории Российской Федерации и оплату возвращения тела (останков) в Российскую Федерацию, и (или) иного документа, действительного для получения медицинской помощи за пределами территории Российской Федерации.

В случае отсутствия упомянутых документов расходы на оказание медицинской помощи, в том числе в экстренной и неотложной формах (включая медицинскую эвакуацию на территории иностранного государства и из иностранного государства в Российскую Федерацию), за пределами территории Российской Федерации несет сам гражданин Российской Федерации или лица, заинтересованные в оказании медицинской помощи гражданину Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе лица, пригласившие гражданина Российской Федерации, а расходы на возвращение тела (останков) в Российскую Федерацию несут лица, заинтересованные в возвращении тела (останков) в Российскую Федерацию.

В качестве обязательного правила страхования предусмотрено установление страховой суммы в размере, определенном исходя из требований к размеру страховой суммы, предъявляемых иностранным государством, которое намеревается посетить застрахованное лицо, но не менее суммы, эквивалентной двум миллионам рублей по курсу Центробанка России на дату заключения договора добровольного страхования.

О порядке применения Федерального закона Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 142-ФЗ об обязанности российских граждан уведомлять ГУВМ МВД России о наличии у них иного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве.

4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому граждане Российской Федерации должны уведомлять МВД России о наличии у них иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве.

10 августа 2018 года вступил в силу приказ МВД России № 267 от 03.05.2018 "Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве".

Приложения к приказу МВД России № 267 (внимание: приложения необходимо распечатывать на одном листе с оборотной стороной таким образом, чтобы текст на оборотной стороне не перекрывал отрывную часть бланка уведомления лицевой стороны документа):

Приложение 1 (Порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве);

Приложение 2 (Форма уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве);

Приложение 3 (Уведомление о наличии у гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве);

Приложение 4 (Уведомление о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, подаваемого его уполномоченным представителем);

Приложение 5 (Уведомление о наличии у гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, подаваемого уполномоченным представителем законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности).

 

Просьба обратить внимание, что уведомления, оформленные в соответствии с установленными Приказом МВД России № 267 формами, подаются гражданами Российской Федерации лично в органы МВД России либо его структурные подразделения, либо направляются через организацию Федеральной почтовой связи России.

Положения Федерального закона № 142-ФЗ распространяются на всех российских граждан, находящихся на территории Российской Федерации. Поскольку российские граждане, постоянно проживающие за ее пределами, не располагают возможностью уведомления МВД России на территории РФ, им необходимо обратиться лично в МВД либо его структурные подразделения, либо направить уведомление через организацию Федеральной почтовой связи России при первой же поездке в Россию!

 

Внимание! Дипломатические представительства и консульские учреждения МИД России (в т.ч. Посольство России в Нидерландах) не уполномочены принимать от российских граждан  уведомления о наличии у них иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве, нотариально удостоверять на них подпись заявителей, пересылать уведомления в МВД России, оформлять доверенности на законных представителей для решения этого вопроса на территории России, а также выдавать любые относящиеся к этой процедуре справки.

Внимание! Положения частей третьей - десятой статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель (если уведомление подается в отношении несовершеннолетнего ребенка) обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными данной статьей.

Внимание! В отношении граждан РФ, приобретших гражданство РФ в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", правила, предусмотренные статьями 6 и 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции Федерального закона № 142), применяются с 1 января 2016 года.

Внимание! Действие Федерального закона от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих иное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, независимо от времени их приобретения (получения).

Внимание! МВД России и его территориальные органы ведут учет уведомлений, поступивших от граждан Российской Федерации. 

Нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, будет являться административным правонарушением. 

Неисполнение лицом обязанности уведомления о наличии у него иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, будет являться уголовно наказываемым деянием.
По любым возникающим вопросам просьба обращаться в МВД России.

Информация Федеральной таможенной службы о правилах перемещения товаров через таможенную границу

Ежегодно миллионы наших соотечественников и иностранных граждан пересекают таможенную границу, направляясь на отдых и за свежими впечатлениями. Для них таможенные формальности в России сведены к минимуму.

 

Во всех крупных аэропортах действует система «зеленого» и «красного» коридоров, которая позволяет разделить, с одной стороны, туристов и иных граждан, которым нечего декларировать, а с другой стороны – лиц, перемещающих товары в коммерческих целях и иные товары, требующие обязательного письменного декларирования.

 

Для первых открыт «зеленый» коридор. Следуя «зеленым» коридором, большинство граждан не замечает никаких признаков таможенного контроля. Между тем, он осуществляется, и иногда к пассажиру подходит офицер таможни и просит показать багаж. К сожалению, «зеленым» коридором под видом туристов пытаются пройти правонарушители, например – наркокурьеры, перевозчики валюты или драгоценностей. А лица, которые перемещают товары, подлежащие декларированию, должны следовать «красным» коридором и заполнять таможенную декларацию.

 

Не занимает много времени прохождение таможенного контроля для пассажиров фирменных поездов Санкт-Петербург – Хельсинки и Москва – Киев. Таможенное оформление производится в пути и на вокзале станции отправления. Это позволило значительно уменьшить общее время движения.

Туристы, выбирающие для путешествий автомобильный транспорт, могут столкнуться с сезонными затруднениями при перемещении через пункты пропуска. Реконструкция пунктов пропуска, развитие инфраструктуры, строительство дорог – это комплекс вопросов, решение которых зависит от ряда федеральных и региональных органов. Для удобства туристов на Интернет-сайте ФТС России ежедневно обновляется информация о загруженности таможенных постов в пунктах пропуска. Автомобилист может скорректировать маршрут движения и сэкономить время. На многих таможенных постах в пунктах пропуска установлены видеокамеры, передающие изображение на сайт в режиме «он-лайн».

Много полезной информации для туристов содержит официальный сайт ФТС России (www.customs.ru), раздел «Информация для физических лиц».

Граждане, планирующие выезд за рубеж, здесь могут уточнить правила перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Можно заранее дома заполнить пассажирскую таможенную декларацию и распечатать ее. Таможенные правила размещены также на информационных стендах перед зоной таможенного контроля в международных аэропортах, на морских и железнодорожных вокзалах, в автомобильных пунктах пропуска. Перед прохождением таможенного контроля можно обратиться к сотрудникам таможенных органов за консультацией о необходимости письменного декларирования вещей и денежных средств.

Кстати, закон возлагает на туристические компании обязанность информировать клиентов о таможенных правилах – как отечественных, так и страны пребывания (статья 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г.).

Напомним основные нормы, о которых следует помнить туристам.

Пересекая российскую границу без уплаты таможенных платежей и налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары, общая стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро (если они следуют воздушным транспортом) либо 1500 евро (если они следуют автомобильным, железнодорожным, морским видом транспорта), и общий вес которых не превышает 50 килограммов.

Если турист провозит товар авиационным транспортом с превышением установленного весового либо ценового лимита, он должен заполнить пассажирскую таможенную декларацию, проследовать на «красный» коридор для предъявления документов и товаров к таможенному контролю. После чего он может оплатить таможенную пошлину либо оставить товар на складе временного хранения в таможне до оплаты пошлины или забрать товар при обратном вывозе его за границу. При этом все перечисленные таможенные операции происходят в пределах терминала, в который турист прибыл.

Наличные деньги и дорожные чеки свободно можно перемещать в эквиваленте до 10 000 долларов США. Перемещение более крупной суммы подлежит декларированию. Если это не сделано, турист может быть привлечен к юридической ответственности – административной и даже уголовной (при недекларировании валюты в крупном или особо крупном размере).

Крупным размером признается сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов, превышающая двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования. Особо крупным размером считается сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов, превышающая пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования. 

Существует еще ряд ограничений, которые должны знать туристы, которые едут через границу. Есть товары, запрещенные к ввозу или для перемещения которых требуются специальные разрешительные документы. Например, это – оружие и боеприпасы, наркотические и психотропные средства, сильнодействующие лекарства, культурные ценности, охраняемая фауна и флора. Полный список можно уточнить на сайте таможенной службы. 

Следует также уточнить таможенные правила страны, которую турист намерен посетить. Сеть «Интернет» позволяет сейчас это сделать без особых проблем.

О механизме передачи росграждан, осужденных к лишению свободы за пределами территории Российской Федерации, для дальнейшего отбывания наказания в Российскую Федерацию

Передача осужденных лиц в государство их гражданства для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы предусмотрена положениями международных договоров Российской Федерации в этой сфере и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Российская Федерация является участником Конвенции Совета Европы о передаче осужденных лиц 1983 года (далее – Конвенция 1983 года), Конвенции Содружества Независимых Государств о передаче осужденных
к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 года
(далее – Конвенция 1998 года), а также ряда двусторонних договоров
о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы.

Согласно положениям упомянутых международных нормативных правовых актов одним из условий рассмотрения вопроса передачи
в государство исполнение приговора является то, что судебное решение должно быть окончательным, т.е. вступить в законную силу.

С ходатайством о передаче для отбывания наказания вправе обратиться сам осужденный либо его адвокат (представитель), а в соответствии
с Конвенцией 1998 года – близкий родственник осужденного.

При направлении ходатайства о передаче представителем осужденного либо его близким родственником должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия или родство.

Ходатайство о передаче осужденного может быть направлено
в Минюст России, российский суд либо компетентный орган государства,
в котором отбывает наказание осужденный (на Украине, например
– в Минюст Украины).

В ходатайстве о передаче осужденного в иностранном государстве
для отбывания наказания в Российскую Федерацию, помимо уведомления
о желании быть переданным в Россию также указываются сведения о дате
и месте его рождения, месте проживания на территории Российской Федерации, а также данные документа, удостоверяющего личность
и подтверждающего наличие российского гражданства.

После подтверждения российскими компетентными органами наличия у осужденного гражданства Российской Федерации в адрес компетентного органа иностранного государства Минюстом России направляется запрос о предварительном согласии на передачу осужденного и предоставлении предусмотренных положениями Конвенции 1983 года, Конвенции 1998 года и двусторонних договоров материалов, необходимых для рассмотрения российским судом вопроса о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда.

После проверки поступивших из компетентного органа иностранного государства запрошенных документов в Минюсте России на соответствие положений международных договоров, а также на наличие либо отсутствие оснований, препятствующих передаче осужденного, они подлежат направлению во ФСИН России для внесения представления в суд
о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда в отношении осужденного в порядке, предусмотренном статьями 469 и 470 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Вступившее в законную силу решение суда по данному вопросу направляется Минюстом России компетентному органу иностранного государства для принятия окончательного решения относительно передачи осужденного в Российскую Федерацию.

При поступлении в Минюст России согласия компетентного органа иностранного государства на передачу осужденного ФСИН России предлагается согласовать с соответствующим органом иностранного государства в сфере исполнения наказаний время, место и порядок фактической передачи осужденного.

После передачи осужденного в Россию он размещается
в исправительном учреждении на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживал до убытия в иностранное государство.

При отсутствии на территории субъекта исправительного учреждения соответствующего вида, определенного российским судом, осужденный размещается в исправительном учреждении соответствующего вида, расположенном в близлежащем регионе.

После передачи осужденного в Россию он продолжает отбывать назначенное ему наказание в соответствии с российским законодательством.

Кроме того, осужденный имеет право на применение к нему актов
о помиловании и амнистии, как государством вынесения приговора, так и государством исполнения приговора. Пересмотр приговора в отношении осужденного, переданного государству исполнения приговора, может быть осуществлен только компетентным судом государства вынесения приговора.

Для граждан, зарегистрированных в Крыму

Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Республики Крым или г.Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, не заявившие в течение 1 месяца (до 18.04.2014 г.) о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) у их несовершеннолетних детей украинское гражданство либо остаться лицами без гражданства, признаются гражданами Российской Федерации на основании статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014 г. 

По вопросам получения паспорта (внутреннего) гражданина Российской Федерации им необходимо обратиться в территориальные подразделения Главного управления по вопросам миграции МВД России по месту жительства в Крыму. В дальнейшем на основании паспорта гражданина Российской Федерации можно обратиться в Консульский отдел для оформления заграничного паспорта.

В случае отсутствия внутреннего паспорта гражданина Российской Федерации оформление в Консульском отделе заграничного паспорта возможно только после проведения проверки наличия российского гражданства в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 1325.